Комментарий Лиги ломбардов
	 
	к материалу исполнительного директора Региональной 
	ассоциации ломбардов Иркутской области «РегиАл» Дьяченко Г.Н. «Анализ, оценка 
	и выводы по предложениям об изменениях и дополнениях 
	Федерального Закона «О ломбардах», подготовленных НО «НП «Лига ломбардов».
	 
 
 
         
В размещённом на сайте МАЛ материале, наконец, высказана развёрнутая позиция 
в отношении известных предложений Лиги ломбардов [см. здесь] 
о внесении изменений в Закон "О ломбардах" (далее-Предложения), 
что нас уже порадовало.
 
         
Не можем оставить этот материал г-на Дьяченко Г.Н. (далее-рецензент) 
без  аргументированного комментария.
 
         
1. О предложениях Лиги , которые, по мнению  рецензента, 
якобы «противоречат и не соответствуют гражданскому законодательству».
 
         
1.1 Уважаемый рецензент утверждает, что пункт 5 Предложений Лиги (о штрафе, в случае 
невыполнения ломбардом обязанности направить уведомление о выемке) неправомерен, 
поскольку штраф должен иметь договорную правовую природу.
 
         
Рецензент неправ, поскольку в ГК РФ существует статья 332 «Законная неустойка», 
которая применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность её уплаты 
соглашением сторон. Кстати, механизм взимания этой неустойки вполне ясен: согласно 
Предложениям она выплачивается при обращении заёмщика в ломбард. 
 
         
Кроме того, рецензент (возможно, не умышленно) неверно «расставил акценты»: суть 
предложения отнюдь не в том, чтобы «наказать» ломбард на 1000 руб, а в том, чтобы 
ликвидировать не соответствующую Конституции РФ(ст. 35) норму Закона "О ломбардах" 
о лишении ломбарда 
имущественных прав (требования возврата займа) без судебного решения.
 
         
1.2 Рецензент утверждает, что плата за дополнительные услуги, связанные с 
содержанием и улучшением предмета залога (п. 7 Предложений) не может быть 
предусмотрен договором займа.
 
         
Рецензент неправ, поскольку часть 3 ст. 421 ГК РФ разрешает заключать 
«смешанный договор», т. е. договор, содержащий элементы различных 
договоров. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в 
соответствующей части правила о договорах, элементы которых содержатся 
в этом договоре. Кстати,  договор займа в ломбарде по смыслу 
части 1 статьи 7 Закона о ломбардах уже является смешанным договором — 
содержит элементы договоров займа и залога. Если наше соответствующее 
предложение «пройдёт» - в договоре займа будут присутствовать ещё 
и элементы договора возмездного оказания услуг, что правомерно.
 
         
1.3.1 Рецензент утверждает, что предложенная Лигой 
корректировка части 4 статьи 7 Закона (п. 8 Предложений) не имеет 
правового 
смысла, поскольку:
 
         
- Закон о ломбардах не устанавливает, что залоговый билет является 
документом, приравненным к кассовому чеку;
 
         
- Положение о БСО, утверждённое Постановлением Правительства РФ 
от 6 мая 2008 г.  №359 (далее-Постановление Правительства РФ №359) предусматривает 
обособление вопросов бланка БСО от вопросов документов, 
приравненных к кассовому чеку.
 
         
Рецензент неправ, поскольку:
 
         
- в соответствии со статьёй 2 Федерального Закона «О применении 
контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных 
расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных 
карт» (далее - Закон о ККТ) возможность использования залогового 
билета взамен кассового чека определяется не законом, регулирующим 
соответствующие виды деятельности, а  условием выдачи  БСО по форме, 
утверждённой в порядке, установленном Правительством РФ. Как 
известно, Минфин  утвердил форму БСО залоговый билет (приказ от 14.01.2008г №3н) в 
порядке, установленном Правительством.
 
         
- Постановление №359 содержит прямую ссылку на то, что оно принято 
в соответствии с Законом о ККТ, аналогичную ссылку содержит и пункт 1 
утверждённого Постановлением Положения  — таким образом оно 
практически  полностью касается вопросов  БСО, как замены кассовому чеку.
 
         
И снова неверно расставлен акцент: Лига ломбардов  предлагает  
изменить формулировку части 4 статьи 7 Закона "О ломбардах", чтобы 
ломбард имел выбор: выдавать утверждённую форму БСО, или использовать 
любую форму договора займа, выдавая и чек ККТ.
 
         
2. О предложениях Лиги, которые, по мнению рецензента, не требуют 
корректировки Закона (п. 1 и п. 9 Предложений).
 
         
Рецензент неправ, увязывая  предложения Лиги с борьбой 
с «лжеломбардами». П. 1 Предложений касается  тех вполне легальных и сейчас 
правомерно работающих организаций, для которых выдача займов под 
залог движимого имущества является неосновной деятельностью, в связи с 
чем на них не распространяются ограничения и требования, относящиеся   
только к ломбардам. Такую несправедливость нужно устранять путём 
корректировки Закона, а не аппелляцией к правоохранительным органам.
 
         
3. По группе Предложений (п. 2,10,11), которые, по мнению  
рецензента, разрушают концепцию Закона о ломбардах.	
 
         
Не будем дискутировать с определениями целей Закона, «нарисованных» рецензентом. 
 
         
Но возникает вопрос, на который рецензент ответа, а тем 
более ответа аргументированного, не дал: какой же из указанных 
рецензентом прекрасных целей наши Предложения противоречат?
 
         
А вот привести примеры, когда Закон "О ломбардах" не соответствует 
некоторым из «целей» легко: пункт 1 ст. 4, п. 4 ст. 2, ст. 13 и прочее.
 
         
Кроме описания целей Закона о ломбардах, рецензент говорит о его концепции 
и утверждает, что принятие Предложений «разрушит» концепцию Закона 
"О ломбардах". Опять же не будем обсуждать то, что, по мнению рецензента, 
является концепцией Закона: таково его видение. Отметим три 
обстоятельства: а) код ОКВЭД никоим образом не определяет правовую сущность 
деятельности ломбардов; б) код ОКУН никто пока не отменял (даже если  
этого очень кому-то хочется) и в) согласно Закону "О ломбардах", 
последний уж точно не является «чисто» финансовой организацией, 
хотя бы потому, что вправе заключать договор хранения. Кроме 
того, концепция, что ломбард - это «микробанк» с 
микровозможностями (т.е. в отличие от банка -  без права приёма 
вкладов и осуществления многих  других операций), по меньшей мере, спорна.
 
         
Главное, что нам представляется  неверной сама постановка 
вопроса. Концепция — не священная корова и если концепция ошибочна или, 
скорее, неправильно прописана, то это - не табу для корректировки 
Закона. Особенно, если, к примеру, концептуальная защита «слабого» (клиента) 
превращается в свою противоположность. Тем более, в Закон уже была внесена (в 
части РНВ с суммой оценки свыше  30 000 руб  только на торгах) поправка, 
которую трудно назвать неконцептуальной.
 
         
4. Три предложения Лиги (п. 3,4,6 ) рецензент считает возможным 
обсуждать, правда с оговорками.
 
 
	Резюме.
	 
 
 
         
1. Материал, подготовленный г-ном Дьяченко Г.Н. - это 
продвижение вперёд. Раньше официоз «РегиАл», как  и «МАЛ»,  безоговорочно 
восхвалял Закон о ломбардах и категорически отвергал даже обсуждение 
целесообразности его корректировки.
 
         
В рассмотренном материале признается, что Закон требует 
совершенствования, высказывается мнение о возможности обсуждения 
части Предложений Лиги и даже появляется признание о «чрезмерном 
дисбалансе прав и обязанностей клиента перед ломбардом».
 
         
2. Однако, г-н Дьяченко Г. Н. не поддержал ни одного 
из Предложений  Лиги и отверг восемь. Печален не этот факт, а то, что, как 
показано выше, возражения рецензента основаны на неосновательных 
рассуждениях (аргументах). Кроме того, рецензент, к сожалению, 
нередко и уклоняется от обсуждения Предложений по существу, пытаясь 
скрыться за завесой красивых слов.
 
         
Всё это — не способствует движению вперёд.
 
         
И всё же считаем, что лёд тронулся: есть признаки, что консолидированную 
позицию различных профессиональных объединений выработать, возможно, удастся.
 
         
В заключении о повторяющемся предложении г-на Дьяченко Г.Н. относительно 
объединённой конференции по вопросам правового регулирования 
деятельности ломбардов, которая по мнению г-на Дьяченко «могла бы решить 
разом многие проблемы»:
 
         
Но чудес не бывает. Да и ещё свежа память об «известной» 
научно-практической конференции, за несколько часов одобрившей «в целом» не самую 
лучшую редакцию Закона.
 
         
Результативной  может быть только конференция, обсуждающая 
предварительно намеченную консолидированную позицию. Мы — за 
результативную конференцию, по механизму организаций которой, после 
достижения общих позиций по корректировке Закона, наверное, будет несложно договориться.
 
 
Лига ломбардов. 
 
 
 
	
                  					 |