К статье «Оценка или «уценка» (Ювелирное обозрение октябрь 2007 г.) и 
реплике МАЛ «После ужина горчица». 
 
 
       
После долгого молчания по существу проблем Федерального закона от 19 июля 2007 г. 
№ 197-ФЗ «О ломбардах» (поздравления не в счет!) МАЛ опубликовала на своем 
сайте  реплику, посвященную нашей статье «Оценка или «уценка» (Ювелирное обозрение, 
октябрь 2007 г.).
 
       
Автор реплики – все тот же представитель очень небольшой группы ломбардов, публично одобрившей 
Закон в целом. К сожалению, констатируем, что автором в очередной раз применена Б/Д 
аргументация («в огороде Бузина – в Киеве Дядька»). 
К примеру: 
в своей статье мы никоим образом не покушаемся на базовые положения ст. 5 Закона. 
Критике подвергнуто совсем другое – фактическое придание «оценке» вещи в ломбарде 
несвойственных ей функций.
 
       
Не будем сами полемизировать с отдельными представителями бизнеса, по определенным 
причинам не желающими признавать серьезные недостатки Закона. Эти недостатки отмечались 
очевидным большинством ломбардного сообщества, включая практически всех участников 
конференции Лиги ломбардов (10-12 сентября 2007 г.), а также независимыми экспертами. 
Причем с позиции не только ломбардов, а исходя из задачи закона «удовлетворять 
многосторонние общественные интересы», как учит нас подписант реплики. 
 
       
Приведем по затронутому в статье и реплике вопросу мнение независимого 
эксперта, к.ю.н., заслуженного экономиста РФ А.Г. Певзнера, опубликованное в 
уникальной книге «Комментарий к Федеральному закону 
«О ломбардах» [о книге см. здесь]. Цитируем извлечение из Комментария:
 
       
«Изменение текста ч.2 ст.13 проекта, принятое Государственное Думой 
(Примечание Лиги ломбардов: в момент сдачи материала книги в печать Федеральный закон 
от 2 ноября 2007 г. № 249-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 
Федерального закона «О ломбардах» еще был законопроектом),  и направленное казалось бы 
на защиту интересов заемщика и поклажедателя, в действительности противоречит Гражданскому 
Кодексу и нарушает права как ломбарда, так и заемщика (поклажедателя). В соответствии с 
частью 3 ст.350 ГК начальная цена устанавливается соглашением сторон. Если оценку делать, 
как предусмотрено ст.5 Закона, в соответствии с установленными в торговле ценами, то торги 
проводить бессмысленно, потому что никто не будет предлагать цену выше той,  которая уже 
существует в торговле (в том числе подержанными вещами)*.  Кроме того, тогда ломбарды заведомо 
будут пользоваться правом продажи без торгов, т. к. в этом случае можно будет продавать вещь 
по любой цене, в том числе и гораздо ниже суммы оценки. Но это, как указывалось выше, не 
обеспечивает установления рыночной цены вещи, а значит – может нарушить интересы потребителя 
услуг ломбарда. Выставление вещи на торги два раза только увеличивает сумму задолженности 
клиента перед ломбардом, т.к. до погашения долга будут начисляться проценты и будет 
увеличиваться сумма убытков.
 
       
Нарушение требований  ст.350 ГК о том, что начальная продажная цена заложенного 
имущества должна определяться соглашением сторон, "обосновывается" следующим аргументом. 
В п.1 ст.350 ГК указано, что продажа с публичных торгов производится в порядке, 
установленном процессуальным законодательством, "если законом не установлен иной порядок". По 
утверждению сторонников поправки, проект и устанавливает "иной порядок". Но такой "аргумент" 
по меньшей мере неубедителен. Нужно различать процессуальный порядок, 
который определяет "как делать", т.е. процедуру проведения торгов, от  
норм материального права - вопрос о начальной цене продажи не имеет к порядку 
проведения торгов никакого отношения, поэтому ссылка на п.1 ст.350 ГК лишена всяких 
оснований. Кроме того, содержание понятия «публичное предложение» примененного в проекте 
первой редакции 2.2 ст. 13 Закона, не раскрыто ни в Законе, ни в ГК. Это дает возможность 
его самого широкого толкования, в том числе и не в пользу заемщика (поклажедателя), а 
также ломбарда».
 
       
И еще:   
 
       
«Однако часть 4 ст.13 Закона содержит и противоречащие нормам ГК положения: на 
ломбард возлагается обязанность возвратить заемщику (поклажедателю) "разницу между 
суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика или поклажедателя 
в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает 
ее оценки". Изложенная обязанность основана на неправильном определении роли оценки 
в отношениях ломбарда c заемщиком или поклажедателем.
 
       
Оценка вещи, установленная   соглашением сторон при заключении договора, нужна 
для определения размера страховой стоимости имущества и, исходя из этого, - размера 
страховой премии, для определения размера ответственности ломбарда в случае повреждения 
или утраты имущества, для определения стартовой цены при продаже вещи. Но оценка 
не может служить основанием для взыскания разницы между оценкой и 
вырученной от продажи суммой. Эта норма не только противоречит ГК, но и ущемляет права 
залогодателя, провоцируя ломбард на занижение оценки (например, до уровня займа 
плюс одна копейка)во избежании убытков при продаже вещи дешевле суммы оценки и 
с целью сокращения страховых взносов. При этом уменьшается его ответственность 
перед залогодателем за утрату или повреждение вещи. Кроме того, эта норма 
провоцирует  сговор сторон договора  завысить сумму оценки вещи в криминальных 
целях,   поэтому требуется внесение изменений в Закон и в этой части».
 
       
Полагаем, что иные Комментарии по существу затронутого вопроса излишни.
 
 
	
 	
 	
			
		
			 | 
			Президент | 
			Унксов М. Е. | 
		 
		
			 | 
			НО НП «Лига ломбардов» | 
			 | 
		 
		
			
  | 
			 | 
			 | 
		 
		
			 | 
			Исполнительный директор | 
			Томсон А. Г. | 
		 
		
			 | 
			НО НП «Лига ломбардов» | 
			 | 
		 
	 
 
 
 
*   Следует учитывать также и изменение цен, в том числе вследствие 
сезонного фактора. Так, например, сумма оценки новой шубы, сданной в ломбард зимой и 
цена ее возможной реализации летом существенно отличается. 
												 
                  					 |