Вокруг закона о ломбардах.                  						
												 
                  					 	       
												Проект Федерального закона "О ломбардной деятельности", внесенный 
												в Государственную Думу 30 августа 2006 г., несколько раз 
												корректировался (в качестве рабочих версий) и, по видимому, будет 
												вноситься в существенно измененной редакции и под новым названием: 
												Федеральный закон "О ломбардах". Считаем своевременным кратко 
												прокомментировать ситуацию с законопроектом в целом и его последнюю 
												рабочую версию в особенности.
												 
                  					 	       
												Законопроект с самого начала вызвал серьезную критику, пожалуй, 
												большинства ломбардов, как и большинства участников Лиги ломбардов. Поэтому Лига практически с момента внесения законопроекта в Государственную Думу принимала все допустимые законодательством меры для внесения в него серьёзных корректив.
												 
                  					 	       
												В свою очередь, руководство другого профессионального объединения 
												ломбардов - МАЛ "последовательно" одобряло три совершенно разных 
												версии законопроекта. Сначала - собственный "подретушированный" 
												вариант официального текста, сохраняющий основную часть его 
												недостатков, затем - новую рабочую версию, представленную 
												депутатом К.Б. Шипуновым, и 20 марта 2007 г. - уже 
												другую версию, 
												якобы одобренную всей рабочей группой по доработке законопроекта. 
												Причём, две последние версии были одобрены МАЛ "в целом" (или 
												"полностью"), хотя наличие в них недостатков было совершенно 
												очевидно. Этот "одобрямс" сопровождался ссылками на некий "баланс 
												интересов"
												 
                  					 	       
												К чести инициаторов законопроекта он постепенно изменялся в лучшую 
												сторону (особенно к последней редакции) - многие наши замечания уже 
												учтены. Исчезло определение ломбарда, как финансовой организации. 
												"Восстановлено" право ломбардов принимать вещи на хранение. 
												Исключена "убийственная" норма о письмах "несчастья" и нелепость 
												о реализации невостребованного имущества (РНИ) "путем розничной 
												продажи" (каковой не может быть "по определению"). Предусмотрена 
												возможность РНИ без исполнительной надписи нотариуса* и даже 
												появилось упоминание про РНИ путем торгов. Проведена 
												технико-юридическая "чистка" законопроекта. Есть и другие позитивные 
												подвижки.
												 
                  					 	       
												Однако, к сожалению, и последнюю версию законопроекта нельзя 
												признать приемлемой в части целого ряда концептуальных вопросов. К 
												ним относится, например, положение о прекращение договора в случае 
												выемки. Эта, пожалуй, противоречащая даже Конституции РФ, норма не 
												пойдет на пользу ни цивилизованному ломбарду, ни  добросовестному 
												залогодателю, ни государству, зато 
												широко открывает ворота для мошенничества. 
												 
                  					 	       
												В число обязательств залогодателя (он, почему-то, в 
												законопроекте называется заемщиком) не включена неустойка, т.е. 
												исключена общепринятая норма об ответственности сторон договора. 
												Не вдаваясь в "бухгалтерские" подробности, отметим, что результат 
												отсутствия у ломбарда права на взимание неустойки может оказаться 
												печальным для всех ломбардов. Ведь в соответствии со статьей 
												328 НК РФ, ломбард, взимающий после установленной даты 
												выкупа "проценты", а не неустойку, должен будет исчислять 
												доход (проценты) по "невыкупам" аж до момента РНИ,												
												т.е. придется платить налог на прибыль с учетом начисленного 
												дохода, который ломбард не получит вообще (в случае неустойки 
												такой проблемы нет). Да и взимание повышенных 
												процентов после истечения срока выкупа тоже не предусмотрено 
												законопроектом.
												 
                  					 	       
												Перечень очевидных недостатков последней версии законопроекта 
												вышеперечисленным не ограничивается и представляется "балансом 
												ущемления интересов всех сторон".
												 
                  					 	       
												Таким образом, хотя последние версии законопроекта 
												качественнее предыдущих, он требует серьёзной доработки. 
												 
                  					 	       
												Слишком серьёзные будут 
												последствия принятия закона в существующем виде, кстати и для 
												большинства тех, кто даже высказался "за". Возникает вопрос - почему 
												допущены столь серьёзные недоработки, ведь инициаторы проекта -
												уважаемые и высокопрофессиональные специалисты?
												 
                  					 	       
												Исключим самые "нехорошие" предположения, хотя некоторые странные 
												совпадения дают основания для них. Рискнём указать главную 
												причину - не учтены особенности (тонкости, нюансы) теории и 
												практики ломбардного бизнеса. Но законодатели и не должны  их 
												знать, поэтому позволим себе посоветовать уважаемым инициаторам 
												законопроекта выбирать в ломбардном сообществе компетентных и 
												объективных консультантов.
												 
                  					 	       
												Впрочем, ситуация с законопроектом не такая уж и  плохая. Многого 
												уже удалось добиться** и мы будем продолжать свою последовательную 
												работу. Надеемся убедить инициаторов законопроекта внести в него 
												дополнительные правки ещё до повторного внесения в Госдуму; 
												есть ещё Комитет Госдумы; первое и второе 
												чтения; обязательные заключения, предусмотренные регламентом; 
												Совет Федерации; Президент. 
												 
                  					 	       
												Надеемся, что всё будет нормально. 
												Жаль только тратить силы на преодоление пиара и "одобрямса", 
												который преподносится как  мнение ломбардного сообщества.
												 
												 
												О развитии событий Лига ломбардов будет информировать.
												 
                  					 	 
                  					 	 
                  					 	* законопроект решает этот вопрос иным путем, чем предлагала 
                  					 	Лига, но принципиальных различий с позицией Лиги здесь нет.
												                   					 	
												**Достаточно сравнить первоначальный и "последний" тексты
												законопроекта, а 
												также посмотреть 
												замечания и предложения Лиги ломбардов, опубликованные, например, 
												в ЭЖ №50 за декабрь 2006 г.
												 												
                  					 	 
                  					 |