9 декабря 2025 г.

/ Об обязательном саморегулирование в ломбардах /


Обязательное саморегулирование в ломбардах — что это:
невиданная щедрость регулятора или добивание микробизнеса?

        Как известно, большинство ломбардов являются субъектами малого предпринимательства. Основной объем «ломбардных» (но не скупочных) услуг в современной России оказывают именно они. Льготы для малого бизнеса — это элемент государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, установлен 14.06.95г Законом № 88-ФЗ. Заключается главным образом в упрощении отчетности субъектов малого бизнеса (далее-МП) и налоговых льготах*.

        Принятый закон действительно «сработал». Буквально за пару лет большинство частных ломбардов «вышли из тени». В соответствии с 19 и 20-й статьями закона были созданы профессиональные некоммерческие структуры: Лига ломбардов (1996г), Межрегиональная ассоциация ломбардов (1998г), позже  — ещё несколько подобных объединений в разных регионах России.

        Деятельность ломбарда главным образом контролировалась:

        - органами пробирного надзора;

        - налоговыми органами;

        - органами Росфинмониторинга;

        - органами защиты прав потребителей;

        - органами охраны правопорядка

        В ломбардах закон оказался даже бОлее эффективным, чем во многих других отраслях.

        Несмотря на то, что государственная поддержка реально заработала только в конце 1995г, объем рынка услуг ломбарда за следующие 20 лет вырос в 3 раза именно за счет МП и превзошел долю объема даже развитых иностранных государств.

        В кратчайшие сроки были разработаны и внедрены порядок учета и хранения имущества граждан именно в МП, порядок расчетов и оформления бухгалтерской и налоговой отчетности, причем в 2005г Лига ломбардов пролоббировала в Государственной Думе РФ поправку в Налоговый кодекс, окончательно «избавляющее» ломбард от НДС (ст. 156 НК РФ).

        С органами Росфинмониторинга у ломбардов существенных проблем не было. С самого начала сформировался «перечень» обязанностей ломбарда: сообщить в РФМ: - о сделках свыше 600 тыс руб, для ломбардов крайне редких; - о террористах, для которых ломбард интереса не представлял, равно как и «отмывателей», для которых сумма 600 тыс руб была просто смешной и наконец ПВК, типовой вариант которых был немедленно разработан Лигой ломбардов, а позже другими объединениями и распространялся бесплатно, что пресекло продажу ПВК «фирмочками, якобы аффилированными в РФМ».

        С органами защиты прав потребителей у ломбардов, добросовестно исполняющих законодательство, также проблем не было, за редким исключением, претензии клиентов были беспочвенными.

        С полицией было посложнее. Зачастую, «визиты» полиции в ломбард были связаны либо с вымогательством, либо с навязыванием «крышевания». Однако, уже в «лихие 90-е» руководители ломбардов начали повышать свою квалификацию в правовом поле и научились давать отпор таким «визитерам». Следует отметить, что подобные действия силовых структур, нарушающих законодательство России до сих пор окончательно не искоренены.

        С передачей ломбардов под регулирование Банка России порядок и объем отчетности стал меняться. Сначала появилась «квартальная» отчетность по форме, утвержденной регулятором. Вроде бы ничего страшного? практически во всех приличных ПО для ломбардах была возможность выгрузить данные по регистрам, включенным в отчетность ЦБ РФ, но трудозатраты возросли.

        Затем вся финансовая (бухгалтерская и налоговая) отчетность сменила «адресата» с ИФНС на ЦБ РФ, что впрочем естественно для организаций финансового рынка, но вот переход с хорошо отработанной ломбардами Российской системы финансовой отчетности на «банковскую» - почти МСФО вызвал существенное удорожание бухгалтерской работы и усложнение, приводящее к наказуемым ошибкам.

        Ранее относительно «безобидную» отчетность перед Росфинмониторинга Банк России взял на себя, превратив ее в «Дамоклов меч» с помощью слежения за «запятыми» в стостраничных ПВК, в которых не то, что рядовой сотрудник, но и руководитель ломбарда, полностью разобраться может далеко не всегда.

        К счастью, пробирный контроль, защита прав потребителей и охрана правопорядка остались за прежними ведомствами, зато появились новые.

        С 01 января 2018г вступил в силу Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и вслед за этим принято Постановление Правительства РФ № 1127 от 08.02.2018г, детализирующее порядок категорирования КИИ. Ломбардов это впервые коснулось значительно позже, но Лига ломбардов начала предупреждать об опасности новых требований еще в 2024 г, а год спустя уже необходимо было пройти категорирование и направить соответствующие данные во ФСТЭК. Основной опасностью для ломбардов является присвоение предприятию категории значимости, в результате которой на ломбард возлагалась не только дополнительная отчетность, но и значительно материальные затраты. Стало известно, что и информационную безопасность Банк России готов взять на себя. Конечно сразу же появилась плеяда фирмочек, якобы аффилированных с ЦБ РФ и предлагающих (не бесплатно) провести категорирование, оформление и отправку документации во ФСТЭК. Лига ломбардов разослала своим участникам «шаблон», заполнив который ломбард вправе провести категорирование собственными силами. Уже много ломбардов внесены в реестр ФСТЭК как предприятия «без категории».

        Уже с сентября стали известны намерения ЦБ РФ сделать участие ломбардов в СРО необходимым условием деятельности на рынке. В настоящее время существует более 10 профессиональных объединений, оказывающих ломбардам методическую помощь в разных вопросах их деятельности.

        Часть этих объединений получили регистрационный статус СРО, что однако никак не сказалось на их деятельности. Что же изменится в случае принудительного «направления» ломбардов в СРО, принимающего на себя часть надзорных функций?

        Позиция ЦБ РФ, основанная на том, что в МФО значительная доля (аж целых 99%) штрафов сократилась при обязательном членстве в СРО, к ломбардам неприменима. Число «злостных» нарушений в ломбардах на порядки меньше, чем в МФО (даже по статистике ЦБ РФ). При этом, если главным надзирателем и регулятором в МФО являлся Банк России, вследствие чисто финансовой деятельности МФО, то в ломбардах не менее знАчимую часть деятельности и, возможно, даже бОльшую уязвимость от перечисленных выше надзорных органов имеет «материальная» часть — операции с охраняемой Конституцией РФ и Федеральным законодательством собственностью граждан.

        Так что же ЦБ РФ намерен передать под контроль и регулирование СРО? По имеющейся информации финансовый и налоговый надзор. Регулирование в частях кредитования и функции РФМ регулятор оставит за собой. Пробирный надзор осуществляется другим ведомством, желание которого передать свои функции СРО весьма сомнительно, равно как и желание того же правоохранительными органами. Таким образом, декларированное увеличение «прозрачности» вряд ли состоится.

        А что же все таким «подарит» Банк России ломбардному СРО?

        1. Контроль за исполнением норм закона «О ломбардах». Детализируем позиции:

        - обязательное страхование заложенного имущества;

        - соблюдение обязательного льготного срока;

        - контроль правильности денежных расчетов;

        - контроль полноты и достоверности отчетной документации

        Как видим перечень небольшой, особенно если учесть, что число обоснованных жалоб граждан в службы ЦБ РФ на нарушения перечисленных норм можно пересчитать по пальцам.

        2. Контроль за исполнением закона «О защите прав потребителя» - практически те же позиции.

        3. Возможно — контроль информационной безопасности. Как было показано выше для большинства ломбардов доступно присвоение категории КИИ «без категории». Что касается безопасности информации, находящейся на доступной только по индивидуальному паролю, при этом находящемся в технически укрепленном и поставленном под охрану помещении компьютере, то помощь СРО врядли требуется.

        В настоящее время профессиональные объединения ломбардов оказывают консультационную помощь в правовых, технологических вопросах, ответах на вопросы и претензии контролирующих органов, бухгалтерском и налоговом учете, по мнению абсолютного большинстваломбардов вполне справляются со своими функциями за характерную для большинства объединений плату — членские взносы, порядка 1 тыс. руб. в месяц, что не слишком накладно даже для самых маленьких организаций.

        Теперь очень приблизительно оценим, что будет при «принудительном» членстве в СРО.

        К сожалению, ломбарды вынуждены передавать информацию, содержащую персональные и имущественные сведения о клиентах в ЦБ РФ и ГИИС ДМДК, но эта информация передается по защищенным сертифицированным каналам связи. Для деятельности СРО, очевидно также необходимы такие каналы, однако их цена и стоимость ежегодной поддержки оказывается уже слишком высокой даже при распределении ее на сотни малых организаций. Кроме этого, для обработки информации требуется не только вычислительная техника, но и штат сотрудников «на зарплате». По опыту руководство структурой из нескольких фирм, включающей десятки подразделений, можем утверждать, что для этого СРО необходим штат минимум из 10 человек достаточно высокой квалификации, затраты на содержание которых, при 500 членах СРО уже кратно больше, чем сейчас. Не надо также забывать про компенсационный фонд. Сложив указанные факторы, получим уже десятки тысяч рублей в месяц, что конечно несущественно для сетевых ломбардов, однако очень больно ударит по микропредприятиям.

        Не будем также исключать достаточно высокую вероятность коррупционных явлений со стороны лиц, обладающих столь большим объемом информации. Не секрет, что существующие объединения ломбардов, способные претендовать на статус СРО изначально созданы «на базе» сетевых ломбардов, некоторые из которых стремятся к монополизации рынка и поглащению микропредприятий.

        Теперь оценим положительные стороны принудительного СРО:

        - для клиентов ничего не изменится, ведь несмотря на увеличение расходов, доходная часть ломбарда ограничена ПСК.

        По тридцатилетнему опыту можем утверждать, что клиентам ломбарда безразлично в каких объединениях ломбард состоит. Им важно только «сколько дадут денег» и «какую за это возьмут плату».

        - для Банка России — незначительное сокращение трудозатрат «Основной объем контроля финансовой отчетности и вопросов, связанных с исполнением норм Закона № 115-ФЗ» - сохраняется.

        - для государства — сокращение налоговых поступлений за счет закрытия микропредприятий, либо перехода их в серую (а то и черную) зону.

        - для ломбардов — увеличение расходов, лишняя отчетность.

Вывод

        В первую очередь следовало бы спросить у ломбардов: «а нужна ли им такая СРО»?

       

Лига ломбардов               

*   Субсидирование ломбардов на начальном этапе и якобы их «льготное» кредитование заметного эффекта не дало.